СТАТЬИ
20.12.2018 Роман Минеев

Като Чато: Я не делаю спектакли только для детей

В Красноярском театре кукол состоялась премьера спектакля «Зимняя сказка».


Над спектаклем работала постановочная группа из Венгрии: режиссер Като Чато, сценография и куклы - творческая группа «Чипполини», композитор Балаш Варнай. «Территория Культуры» поговорила с Ката Чато, преподавателем Театральной академии в Будапеште, членом комиссии UNIMA по профессиональному образованию и советником Молодежной комиссии, о теме детского одиночества, национальных барьерах и русском театре кукол.

- Несколько лет назад вы представили спектакль «Ленка» - о девочке, с которой никто не играет. В Красноярске мы увидели в «Зимней сказке» похожую историю, о мальчике, который дружил со снеговиком. Тема одиночества для вас главная?

Нет, у меня еще есть темы. Я делаю четыре-пять спектаклей в год. Это лишь второй спектакль о детях без друзей. Но я считаю, это очень важная тема, потому что сейчас у детей есть затруднения в общении. Со сверстниками они открыты. Но, смотря на своих детей, понимаю, что это проблематичное поле. Постоянно возникают вопросы, кто мой друг, дилеммы – сегодня ты мой друг, завтра нет. Так ребенок делает первые шаги в современном мире. И это интересная тема для художника.


- Ближе к концу истории к горлу подкатил ком. Не слишком ли взрослая тема?

Я никогда не делаю спектакли только для детей. Все представления касаются всех. Я счастлива, когда дети понимают на одном уровне, а взрослые – на другом. Если мы спросим ребенка, который посмотрел спектакль, он не скажет, что ему было грустно. Поэтому дети смеялись во время сцены с мячом и других сцен. 

- Вы преподаете в Будапеште, где есть крупный кукольный театр, но ставите в основном за границей. Есть ли театральная школа, которой придерживаетесь?

Меня впервые об этом спросили. Не думаю, что есть. Мне интересны куклы, и когда я делаю представление, я ставлю их на первое место. И, конечно, важны актеры.


- Вы также обучаете абстрактному мышлению. Расскажите вкратце об этом?

Творчество в театре кукол по определению абстрактное. То, что ты берешь в руки, мертво. Поэтому чтобы объекты, фигуративные или нет, ожили, они должны пройти сквозь объективное мышление. Вам нужно докопаться до того, что вы хотите сказать. Мы используем общепринятые жесты в различных ситуациях, чтобы нас понимали все. Мы хотим построить самый простой путь, который позволит аудитории понять посыл. Сначала надо сделать общую тему, ситуацию, а потом воплотить ее в кукле.

- Сказка совсем без слов, но сюжет кажется вполне понятным. Как вы преодолеваете языковой барьер? 

Я бы хотела верить, что аудитория умна. Я не делаю специальных категорий «нация», «пол». Мне 42 года, вам больше или меньше, меня интересует только то, что вы открыты. Есть люди, которым не нравится то, что я делаю, и я ничего не имею против. Им нужно что-то другое. Но есть люди, которым нужны тишина, спокойствие, импульсы, чувства, неважно ребенок это или взрослый. Моя дочь любит театр, сын ненавидит. Категории я не люблю.


- Какое у вас мнение о российском театре кукол?

Я мало путешествую по миру, поэтому вижу его в основном на фестивалях. Но, насколько знаю, вы делаете все на высочайшем уровне. У нас разные вкусы. Это происходит из истории традиций. У вас все красочно. Я не вижу минимализма. Для меня было интересно, как вы воспримете такого рода стиль, сценографию, как в «Зимней сказке». Минимализм дает свободу для игры. И актеры были погружены в игру.

- Как вы относитесь к тому, что актеры теперь тоже играют роли на сцене театра кукол? 

Это не мой стиль. Я понимаю представления такого рода, но мне они не интересны. Я подобное делаю в драматическом театре, там другой фокус, стезя. Но если меня приглашают в театр кукол, я делаю все при помощи кукол. Особенно если я из другой культуры, для меня так проще. Я не могу вообразить, что ставила бы танцы, физические действия актеров. Я ищу форму невербального театра.


- А лица актеров вы не прячете специально? 

Мне нравится видеть живых актеров за куклами. Я даю им разные правила, а здесь не хотела — я хотела видеть, как они управляют, без отдельной драматической линии.

Фото: Руслан Максимов / Культура24 / предоставлены пресс-службой Красноярского театра кукол

Комментарии читателей
Все статьи