В третий день фестиваля «МИР Сибири» прошли последние выступления конкурсантов этномузыкальной премии «МИРа». В номинации «Эксперимент» победили музыканты из коллектива «Абстрактор» из Воронежской области. «Территория Культуры» пообщалась с ними о развенчании мифов, о фольклоре и о том, почему воронежская музыкальная сцена интереснее московской.
- Расскажите об истории группы.
Ярослав Борисов, фортепиано, вокал: Мы познакомились с Ваней в 2011 году. С Сашей играем давно, у нас был проект «55», который стал называться «Happy 55», и еще другие коллективы. «Абстрактор» возник в 2016 году. Мы выступали однажды дуэтом, и обнаружилась идейная творческая связь. В 2016 году организатор фестиваля «Джазовая Провинция» в Воронеже пригласил нас поучаствовать с новым проектом. Мы собрались в трио. На «МИРе Сибири» был наш второй концерт.
- В музыке вы совмещаете фольклор и джаз?
Ярослав: Не сказал бы, что в нашей музыке есть джазовые корни. Джаз – это специфический гармонический фонизм, определенное звучание аккордов, альтерация – у нас этого нет. Это понятие применяется к нам, потому что джазовые фестивали принимают артистов совершенно разных жанров, и люди, не играющие джаз, теперь ассоциируются с джазовой музыкой. Наши корни связаны с экспериментальной музыкой и арт-роком, плюс фольклор и наше звуковое мыслеизобретение. За фольклор Ваня в ответе, если бы не его прогрессивные наработки с использованием фольклорных корней, проекта бы не было.
- Есть у вас кумиры в области фольклора?
Иван Сухарев, духовые, гусли, укулеле и вокал: Ответ очевиден – Сергей Старостин. Я самоучка в плане фольклора, и именно он стал отправной точкой. С 2011-2012 года я начал заниматься фольклором.
Ярослав: В Воронеже есть кафедра фольклористики Галины Сысоевой при академии искусств. Их записи, записи Старостина и аутентичных ансамблей старинной музыки оказали на нас влияние.
- Вы звучите как нечто экспериментальное.
Иван: Сегодня многие занимаются подобными экспериментами. Хотя слово «эксперимент» сегодня скорее можно отнести к распиливанию скрипок, к разбиванию инструментов. У нас просто музыка, с помощью которой мы пытаемся открыть в себе новые грани.
Александр Битюцких, ударные: У нас больше авторского материала, и есть скорее атмосфера народности и фольклора, а не корневые вещи.
Ярослав: Мы играем две фольклорные обработки, а в новом материале нет корневых народных песен.
Иван: У меня есть. Мы играем «Макарий» из Старостина и песню народной певицы Ольги Федосеевны Сергеевой «Жните, мои жнеи».
- Странно, что вы открыли фольклор не через воронежскую академию.
Ярослав: Сергей Николаевич уникален тем, что он еще и медийная фигура. Мы контактировали с ним, делая фестиваль «Музэнерго» в 2010 году. Я ездил на концерт Волкова, Старостина и Шилклопера. Для меня важным моментом было и попадание на выпускной спектакль студентов факультета фольклористики, когда я там учился. Богатство гармоническое и язык фольклора меня покорили. К стыду своему в 20 лет у меня фольклор ассоциировался, как у большинства, с балалайкой и частушками. Я открыл, что есть очень интересные ладовые вещи, и у меня что-то в голове переключилось.
Иван: Мы все академические музыканты. У меня за время учебы сложилось впечатление о фольклоре, что это нечто примитивное. А когда я начал знакомиться с термином, то удивился, что материал так самобытен с точки зрения композиции.
- Иван, вы родом из села Терновка, странно, что так поздно узнали фольклор.
Ярослав: Это не тот фольклор, он сальный.
Иван: Еще говорят «клюква».
- В Воронеже есть своя сцена?
Ярослав: Есть, я о ней много чего могу рассказать. У меня есть авторская радиопередача на радио «Губерния». Я сделал около 50 выпусков о воронежской сцене, и все они составлены по моему вкусу. Коллективов больше чем 50, не всех успел позвать, кто интересен. Сейчас передача приостановлена.
Мы все время скатываемся к тому, чтобы сравнивать столицу и провинцию, но я считаю Воронеж более интересным, чем Москва, которая сейчас гонится за трендами. Провинция не стремится быть на этой волне.
- Музыкальных коллективов много, но есть ли в Воронеже концертные площадки?
Ярослав: Их почти нет, и те, которые есть, закрываются. Осталась, по сути, одна – книжный клуб «Петровский», который существует на частные деньги. Там хороший зал, камерная атмосфера, располагающая к джазовым концертам, и тяжелячок там играется с трудом. Рок-сцены приличной в городе нет вообще, был хороший клуб «Сто ручьев», и тот закрылся.
- Часто ли вы ездите по стране с концертами?
Ярослав: Всем хочется отдыхать, а у нас во всех проектах музыка, над которой приходится немножко работать. По мне, это плюс, кому-то это кажется минусом. Спрос на нас невелик. Группа «Happy 55» участвовала во многих фестивалях – на Украине, в Италии, и в Польшу нас звали. У нас еще есть арт-рок проект «Другое дело», арт-поп проект «Цёй». У этих проектов периодически выходят альбомы. Недавно появился «Абстрактор». Мы запустили лейбл «Такие», чтобы собрать множество наших проектов, которых порядка семи. В целом, нас интересует музыка со сдвигом в психоделическую сторону.
- Вы играли в Красноярской филармонии. Как вам аудитория?
Ярослав: Удивительная! Это был один из лучших концертов в рамках «МузЭнергоТура». Его организовывал Борис Бородушкин. Количество публики удивило – был полный зал. И ведь они пришли по билетам! Концерты закончились за полночь, и две трети зала сидело до конца. Таких организаторов по пальцам перечесть.
- Ваши впечатления от участия в фестивале?
Ярослав: Публика на «МИРе Сибири» в хорошем смысле прикормленная и не отталкивающая. Мы удивились, что нас взяли в программу, и здесь оказали потрясающий прием. Публика доброжелательная, мирная, есть перебравшие, но конфликтов нет. Организация на высшем уровне: то, как обращаются с артистами, передвижение, проживание. В целом ощущается атмосфера большого мультикультурного праздника. Некоторые исполнители вызвали такой глубины эмоции, что редко доводится испытывать.
- А что думаете о победе в конкурсе?
Ярослав: Лауреатство для нас – новый опыт. Я к конкурсам отношусь скептически, но тут система выстроена так, что нет чувства участия в спортивном состязании, нет нездоровой конкуренции. Я воспринимаю это как музыкальный праздник.
По теме:
В Красноярском крае стартовал фестиваль «МИР Сибири»
Максим Антипов: На Мире Сибири нет сибирской музыки
Саян Бапа: Мы не играем по нотам
Якруна – кладоискатели от культуры
«Для европейских музыкантов концерты в России – источник вдохновения»
«Госканалы создали превратный образ народной музыки»
Инна Желанная: У Кадышевой и «МИРа Сибири» разные аудитории
Фото: vk.com / Абстрактор