СТАТЬИ
03.11.2017 Роман Минеев

В Новосибирске популярен формат полуночных концертов

Ансамбль ранней музыки Insula Magica, действующий при Новосибирской филармонии, провел в фойе Камерного зала филармонии один из серии «концертов для полуночников».


Корреспондент «Территории культуры» побывал на этом тихом празднике старинной музыки и песни.

На часах без десяти девять вечера, однако, в двери здания Камерного зала Новосибирской филармонии заходят люди. Это вечер, когда слушателей не пускают за порог концертного зала. В фойе с высоким потолком расставлены стулья и диваны. Напротив – расставлены инструменты, отдаленно напоминающие современные. Что примечательно – ни одного микрофона и никакой аппаратуры рядом с ними.

Ансамбль Insula Magica в 2016 году отметил свое 35-летие, и с 1991 года коллектив имеет профессиональный статус, закреплен за филармонией. Уникальное явление, которое отчасти и обусловило долгожительство, подчеркивает директор коллектива Наталья Авдеева.

Из дверей выходит руководитель коллектива – заслуженный артист России Аркадий Бурханов, и делает вводное пояснение: «Старинные инструменты раньше разделялись на две группы – громкие и тихие. Первая группа – это духовые, ударные, которые использовались в военных действиях, на охоте, на больших празднествах. А в помещениях звучали интимные лютни, нежные флейты, клавесины и органы. И мы нашли такое помещение, которое помогает нашим инструментам раскрываться».

В зале нет свободных мест. Выключается свет, выходит ансамбль Insula Magica. Концерт посвящен 450-летию классика Клаудио Монтеверди, создателя первых опер, который начинал в эпоху Ренессанса, а заканчивал в эпоху барокко. Прозвучали композиции и его ближайших по духу менее известных современников.

Четыре вокалиста исполняют богослужебные песнопения, голос их уходит ввысь, как в храме. Звучат длинная теорба – басовая лютня начала XVII века, виола да гамба – предшественник виолончели, клавесин и причудливый английский орган-позитив родом из XIV-XVI вв.

«В коллекции у меня более 50 инструментов, большая часть личные, некоторые филармония помогала покупать, - рассказывает Аркадий Бурханов. – Больше всего у нас инструментов, связанных со средневековьем, для музыки эпохи Ренессанса используются другие наборы. Поиск каждого инструмента занимает время – мы ездим по Европе, по фестивалям, находим мастеров».


Старинных оригиналов ансамбль не использует, все струнные, духовые инструменты являются точными копиями. Да и в мире нет такой практики, уверяет руководитель Insula Magica: к примеру, лютни с толщиной деки в полтора миллиметра рассыпаются через сотню лет.

Во время концерта обостряется слух. «Мы пробовали в фойе самые тихие звуки – и люди нормально их воспринимают, - делится Аркадий Бурханов. - Мы пытаемся сохранять традицию. Один из самых больших недостатков времени нашего, что люди просто глохнут, начинают хуже слышать звуки: все время у них в ушах наушники, в городе что-то постоянно звучит фоном. Мы находим залы, где слышно без микрофонов».

Фото: Роман Минеев

Комментарии читателей
Все статьи