СТАТЬИ
07.07.2017 Роман Минеев

Максим Антипов: На Мире Сибири нет сибирской музыки

Сегодня стартовала музыкальная программа Международного фестиваля этнической музыки и ремесел «МИР Сибири». «Территория Культуры» пообщалась с главным режиссером фестиваля Максимом Антиповым о том, как подбирались музыканты, почему так мало тувинцев и о том, как фестиваль дает путевку в жизнь.


- Почему такой состав музыкантов-хэдлайнеров в этом году?  

Это не случайно получилось. Я пятый год работаю на фестивале, и четыре года из них имею отношение к формированию пула хэдлайнеров. Заканчивается один фестиваль, и я начинаю думать, кого из артистов нам можно пригласить в следующий раз. Почему сразу, потому что здесь на фестивале удается пообщаться с большим количеством людей, в том числе с членами жюри, людьми высокопрофессиональными, варящимися в этой каше. Этот пул формируется на протяжении всего года, хотя активная работа начинается с конца января-февраля. Я формирую избыточный список, в котором порядка 15-17 позиций, этот список отдается на согласование экспертному совету фестиваля и дирекции, министерству культуры.

Я очень надеюсь, что в принципах отбора нет вкусовщины. Потому что есть артисты, которых я бы не позвал к себе на застолье. Но я четко понимаю, что они интересны нашей большой стадионной аудитории. Критерии, которые я пытаюсь соблюсти, когда делаю предложения – артист должен соответствовать стадионному формату, в какой-то части своего выступления дать возможность потанцевать и подвигаться, он должен быть значим и интересен, известен или иметь серьезный потенциал. Мы понимаем, что сейчас артист выступает у нас, а через год – мы увидим его во всех этнических музыкальных чартах.

- Не обо всех музыкантах есть достаточное количество информации в сети. Вы как их находите, как знакомитесь? Расскажите обо всех новых участниках немного.

Якруна – это рекомендация председателя жюри Сергея Старостина. Музыкальная основа – по сути, ритм-секция группы Майкл Калдарару – постоянный сообщник Старостина. Плюс вокалистка – очень известная и талантливая. Информации о них мало, потому что коллектив новый. Вчера шли с обрядовой площадки, говорю: «Сергей Николаевич, что за сюрприз, не смог найти ничего о них!»

То же и с Bubamara Brass Band. Тоже рекомендация Старостина. И когда жюри собралось в Москве на второй тур отбора участников конкурсной программы, Инна Желанная и Сергей Старостин говорят: есть такие музыканты, играют балканскую музыку, она не дает устоять на месте, это подвижный, хорошо воспринимаемый формат.

Диджей Кволл – приезжал на Азиатско-Тихоокеанский фестиваль, и дирекции показалось, что он хорошо выступил. Аuthentic Light Orchestra – уникальный коллектив, в Красноярске был два раза. Высокопрофессиональные музыканты, я поклонник этой группы. У них нет обширной тотальной известности, но это не говорит о том, что они не достойны участия. Они живут в разных странах, и собираются, чтобы сыграть на фестивале или если зовут дать концерт, а потом разъезжаются. В круге людей, имеющих отношение к этнике – это признанный авторитет.

TRAD.ATTACK! – эстонцы, я впервые услышал о них, когда в первый год пришел работать на фестиваль, и музыкальным его директором был Сергей Чепарухин. Я послушал, и был не очень впечатлен. Прошло пять лет, они сильно выросли, объездили много европейских фестивалей, произвели фурор. Всего три человека, очень уверенные в себе, интересные аранжировки, плюс - достойное световое и видеошоу. Они берут корневую музыку, то, что пели эстонские бабушки, и творят из них актуальную, трендовую музыку.

Duo Klak – не знаю, насколько уместно это говорить, самый слабый коллектив среди хэдлайнеров. В этом году происходит туристический обмен между Австрией и Россией, и они – австрийский привет. У них короткая музыкальная программа, сочетание баяна и кларнета. У них много академической, экспериментальной музыки, и мы попросили их корректировать программу под большой стадион. Надеюсь, что нас услышали. 

- Вы прицепляете малоизвестные коллективы к «локомотивам» – хэдлайнерам. Получается некий просветительский ход.

Эту функцию фестиваля мы правильно лелеем и не забрасываем. Насколько мне известно, у нас единственный фестиваль в стране такого уровня, где есть конкурсная программа. Большинство фестивалей - это только развлекательная часть: приехали, послушали музыку, выпили, отдохнули. У нас три дня конкурсная программа – география от Калининграда до Владивостока. Мы не будем отказываться от просветительской деятельности. 

Многие участники конкурсной программы из малых деревень и городов впервые выходят на такую большую сцену, получают возможность поработать с качественным оборудованием, увидеть большую аудиторию, быть оцененными профессиональным жюри. Есть примеры, когда артисты, конкурсанты, добивались такого уровня результатов, что наше жюри говорило: вам срочно нужно ехать в Москву, идти в хор имени Пятницкого, поступать в Гнесинку.

- Фестиваль называется «Мир Сибири», по идее должен быть акцент на сибирскую музыку. 

Сибирской музыки нет. Есть тувинская, к сибирской ее нельзя отнести. В Хакасии – тоже своя музыка. Нельзя сказать, что фольклорные или авторские произведения, которые исполняют фольклорные коллективы из Красноярска, это сибирская музыка – изначально не было в Сибири людей, сюда приехали люди со всей страны, и это все здесь сварилось, смиксовалось так, что мы получаем интересный результат.

- Хуун-Хуур-Ту давно не были на фестивале. Как удалось их зазвать?

Это была моя мечта на протяжении последних четырех лет. Тувинские музыканты не замыкаются в рамках своих коллективов, работают друг с другом, с нашими коллективами, иностранными. Эта группа – лидер в тувинской музыке, международного уровня коллектив. И мы последние четыре года созванивались с Радиком Тулюшем, звали коллектив, но у них были расписаны гастроли, мы не попадали. Так совпало в этом году, что они приедут своим ходом из Тувы. Это гордость для фестиваля, высокого уровня артисты. Сожалеть не придется.

- По «Саянскому кольцу» помню, как раньше народ живо воспринимал тувинскую музыку. Не думали о реанимации той программы?

Тувинцев очень любят и ценят. Изначально фестиваль привлекал к себе людей тем, чего не было в радио-эфирах, на ТВ, а здесь это можно было увидеть и услышать. В определенный момент получился перебор с тувинскими коллективами. Конгар-оол, который был членом нашего жюри на протяжении многих лет, к сожалению, ушел из жизни, и, как только это случилось, поток тувинских музыкантов на фестиваль стал значительно меньше. В этом году в конкурсной программе два тувинских коллектива и два солиста из Тувы. Единственное, что позволяет музыкантам вырваться из Тувы и поискать себя где-то – музыка.

- Удивляюсь, как 14 лет фестивалю удается составлять программу из хэдлайнеров. Казалось бы, они должны кончиться.

Фестивалю 15 лет в 2018 году. За это время сменилось название, но по сути это фестиваль в Шушенском. За это время мы привезли такое количество хэдлайнеров, что неизбежны повторы, а хочется чего-то другого, что не слышали. Мегазвезды этники требуют мегабюджетов, а мы должны оставаться в рамках. Надеюсь на 15-ом фестивале в каждый из дней мы сможем показать публике артистов, кто за 15 лет полюбился. Пелагея когда-то выступала здесь не будучи столь известной и произвела фурор. Тематически – это попадание в 10-ку. С Аквариумом обсуждали участие. У Гребенщикова есть этническая тема, это гуру и монстр. Но там другие деньги… Пришлось бы чего-то лишаться. Соблюсти баланс – самое сложное при подборе – остаться в рамках бюджета и найти интересных артистов.

По теме:

В Красноярском крае стартовал фестиваль «МИР Сибири»

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «МИР Сибири»

Комментарии читателей
Все статьи